В 2025 году российский рынок новых автомобилей входит под значительным давлением — на него одновременно воздействуют законодательные изменения, ужесточение финансовых условий, валютные колебания и снижение покупательской способности. Аналитики уже делают прогнозы, как изменятся объёмы продаж и какие сценарии наиболее вероятны.
Очевидно, что рынок уже ощущает негативный тренд, и 2025 год с высокой вероятностью завершится с отрицательной динамикой.
В условиях, когда кредит становится дорогим и менее доступным, многие покупатели откладывают покупку или выбирают менее мощные (более дешёвые) модели.
Новая система расчёта утильсбора, особенно для автомобилей с мощностью выше порога, может серьёзно поднимать конечные цены, что снижает привлекательность массовых моделей.
Слабый рубль и дорогие валютные закупки компонентов давят на себестоимость и заставляют производителей и дилеров повышать цены.
Уход или сокращение присутствия ряда западных марок уменьшает ассортимент, что ограничивает выбор потенциальных покупателей.
Многие потенциальные покупатели откладывают приобретение — ожидают скидок, реформ или стабилизации рынка.
Снижение продаж на 10–15 %, итоговый объём — ~1,25–1,38 млн автомобилей.
После шока первого полугодия — постепенное выравнивание за счёт стимулирующих мер и адаптации рынка.
Укол спроса на фоне роста ставок, ужесточения условий импорта и плохой макроэкономики — снижение на 20–30 %. Итог — около 1,0–1,3 млн единиц.
Спрос начнёт оживать лишь к концу 2025 года или в 2026 году. В 2026 прогнозируем рост на 20–25 % с выходом к 1,5–1,55 млн единиц.
Вывод:
Снижение спроса на новые автомобили в 2025 году — практически неизбежно. Скорее всего рынок покажет спад от 10 до 20 %. Однако в зависимости от макроэкономики, курса валют и реформ (утильсбор, локализация) может активизироваться восстановление ближе к концу года или в 2026 году. Компании, которые успеют адаптироваться, будут в выигрыше, особенно те, кто предложит “правильные” модели и гибкие условия продажи.