«Когда мощность решает всё»: что скрывает новый утильсбор с 1 ноября

«Когда мощность решает всё»: что скрывает новый утильсбор с 1 ноября


С ноября 2025 года в России может вступить в силу новая схема расчёта утилизационного сбора, которая вызвала волну протестов среди автолюбителей и импортеров. Важно понять, что именно изменится, кого коснутся нововведения и как к ним подготовиться.


Как было: утильсбор в старом формате

  • До сих пор при ввозе легкового автомобиля физлицом действовала фиксированная льготная ставка — 3 400 руб. за новый автомобиль (и 5 200 руб. — за возрастной) при условии, что мощность не особо учитывалась. 
  • Автомобили с меньшей мощностью часто эксплуатировались с минимальным утильсбором, несмотря на высокую цену, что давало преимущество популярным кроссоверам, премиум‑моделям и электромобилям с большим ресурсом. 
  • При этом для многих моделей, ввозимых предприятиями и импортёрами, ставки уже были значительно выше — существовал дисбаланс между частным и коммерческим ввозом. 

Что будет: изменения с 1 ноября 2025

Привязка к мощности двигателя

Новая формула предложена так: учитываться будет не только объём двигателя, но и мощность в л. с., что позволяет ввести прогрессивные коэффициенты

Льгота только для машин до 160 л. с.

Для физических лиц сохранят льготный коэффициент лишь у автомобилей с мощностью до 160 л. с. 

Без изменений уже оплаченных случаев

Те, кто уже оплатил утильсбор по действующим правилам до вступления новой схемы, не будут подвергнуты пересчёту. 

Огромные ставки для мощных и электрокаров

Для ряда моделей новые суммы окажутся в миллионных диапазонах. Например, электромобиль Zeekr 009 может получить утильсбор около 1,54 млн руб. вместо текущих 667,4 тыс. руб. 

Согласно “За рулём”, автомобили типа Monjaro подорожают до 842 000 руб. (для новых моделей) и до ~1,398 000 руб. для машин старше трёх лет. 


Кто пострадает и кто выигрывает

Потери:

  • Импортёры и частники, которые завозят автомобили мощнее 160 л. с., столкнутся с взрывным ростом платежей. 
  • Электромобили и гибридные машины будут “ударены” особенно жёстко — рост ставки для них будет самым заметным. 
  • Снижение спроса на премиальные иномарки — часть покупателей могут отказаться от новых ввозов. 

Выигрыши:

  • Автомобили с мощностью до 160 л. с. сохранят относительную доступность. 
  • Автопром России и марки, выпускающие моторы с ограниченной мощностью, получат конкурентное преимущество. 

Как подготовиться: советы для потенциальных покупателей

  1. Успейте оформить покупку до ноября Поскольку новые правила не затронут уже оплаченные случаи, заказы, оформленные и оплаченные до 1 ноября, могут “устоять”. 
  2. Предпочитать модели до 160 л. с. Если планируете ввоз как физлицо — машины с мощностью выше этого порога станут значительно дороже.
  3. Пересматривать план электрокаров и гибридов Тщательно изучайте новые ставки — часто переплата может превысить стоимость автомобиля. Например, за гибрид Li L7 прогнозируют утильсбор в ~1,83 млн руб. 
  4. Учитывать изменения в расчёте стоимости при заказе “под ключ” Компании, занимающиеся пригоном машин, возможно, начнут включать новые ставки утиля в сметы заранее, чтобы избежать убытков и споров.

Вывод:

С 1 ноября 2025 года Россия может перейти на систему утильсбора с привязкой к мощности двигателя и прогрессивной шкалой, что приведёт к резкому росту платежей для мощных автомобилей, электромобилей и гибридов. При этом льготы сохранятся только для машин до 160 л. с. Изменения намерены урегулировать перекосы на рынке импорта, но последствия будут ощутимы. Если вы планируете пригнать автомобиль — стоит спешить и внимательно анализировать расчёты.

Подходящие компании

Updated: 2025-11-08 10:00:00 UTC