С принятием закона о локализации такси (вступающего в силу 1 марта 2026 года), рынок легковых перевозок окажется под давлением, и это неминуемо распространится на вторичный рынок иномарок. Уже сегодня заметно, как участники такси готовятся к изменениям, готовятся распродавать устаревшие машины и перестраивать автопарк. Ниже — как именно нормы вытеснят множество подержанных иномарок и что изменится.
Новые нормы: что обязаны будут соблюдать такси
Согласно изменениям:
- Такси смогут работать лишь на автомобилях с высокой степенью локализации — либо произведённых в РФ, либо произведённых в рамках СПИК (специальных инвестиционных контрактов).
- Автомобили, уже включённые в реестр такси до 1 марта 2026, сохранят допуск на весь срок лицензии.
- Минпромторг уже опубликовал список из более чем 20 моделей, разрешённых для такси после вступления закона.
- В преддверии закона таксопарки начали распродавать множество своих подержанных иномарок, чтобы подготовиться к нормам.
Механизм «вытеснения» на вторичный рынок
- Массовые распродажи автопарков Те машины, которые не попадут под новые нормы (низкая локализация, недостаточная «российскость»), таксопарки выведут из эксплуатации. Эти автомобили будут выставлены на вторичный рынок, увеличивая предложение подержанных иномарок.
- Снижение стоимости непригодных моделей Модели, не соответствующие требованиям закона, станут менее востребованными как такси — и потеряют часть своей ценности. Это приведёт к снижению их цены на вторичке.
- Рост предложения на “рабочие” машины Напротив, автомобили, соответствующие нормам, будут цениться выше — спрос на них вырастет. Это перераспределит спрос среди «правильных» моделей.
- Конкуренция усилится среди иномарок с “пропиской” под нормы Иномарки, которые уже частично локализованы или собираются по СПИК, получат дополнительный спрос как автомобили, “допущенные к такси”. Это поднимет их цену и востребованность.
- Увеличение износа и амортизации машин, остающихся вне рынка такси Владельцы могут дольше эксплуатировать такие машины или ждать, пока их “возьмут на учёт”, что может увеличить пробег и ускорить износ — ухудшение состояния приведёт к дальнейшему ценовому давлению вниз.
Последствия для покупателей и продавцов на вторичном рынке
- Продавцам такси выгодно продавать раньше, чем нормы вступят в силу, чтобы минимизировать потери
- Покупателям стоит внимательно проверять происхождение машины — была ли она в такси, соответствовала ли нормам
- Несоответствующие нормы автомобили будут продаваться по “скидке риска”
- Модели с высокой локализацией будут пользоваться стабильным спросом и сохранять цену лучше
- Рынок может перегреться: слишком много предложений одновременно — падение цен на определённые марки
Вывод:
Новый закон о такси бросит волну на вторичный рынок — уже подержанные иномарки, некогда используемые в такси, начнут массово перемещаться на вторичный рынок. Многие из них потеряют в стоимости, спрос сместится в сторону моделей, соответствующих нормам. Для тех, кто продаёт или покупает — важно действовать заблаговременно и ориентироваться на будущие критерии закона.