На сегодняшний день утильсбор для легковых автомобилей (категория М1) рассчитывается преимущественно на основе объёма двигателя и возраста автомобиля, с учётом коэффициентов. Для физических лиц при ввозе действует льготная ставка — 3 400 рублей за новый автомобиль и 5 200 рублей за авто старше 3 лет, при условии, что автомобиль не перепродаётся в течение года.
Минипромторг считает, что методика на основе только объёма двигателя перестаёт адекватно отражать технический уровень транспортных средств — особенно с учётом роста распространения маломощных, но турбированных двигателей, гибридов и электромобилей.
Основные нововведения, которые предлагаются в рамках реформы:
Поскольку новые автомобили уже сейчас часто включают в цену все налоги и сборы, рост утильсбора будет закладываться в стоимость. Дилеры могут ускорить продажи перед ноябрём, чтобы избежать увеличения затрат.
Машины с мощностью выше 160 л. с. станут значительно дороже: по некоторым прогнозам, рост может составлять сотни тысяч до миллионов рублей в зависимости от марки и модели. В статье NewIzv приводят примеры: автомобили мощностью от 160 л. с. могут получить утильсборы в десятки раз выше текущих — что сделает их фактически недоступными для частного ввоза.
Когда новые модели дорожают, часть покупателей переключится на вторичный рынок. Это приведёт к росту цен на подержанные — особенно на те, которые ещё подпадают под старые нормы. Но одновременно автомобили старше трёх лет с мощностью выше порога могут стать менее выгодны к ввозу из-за высоких сборов.
Модели, которые сейчас продаются с мощными малообъёмными двигателями, смогут попасть под удар реформы — они станут дороже, что будет стимулировать автопроизводителей и дилеров смещаться в сторону моделей с низкой мощностью или электромобилей, которые станут выгоднее с точки зрения налогообложения.
| Категория | Примерный рост утильсбора / сумма | Как может измениться цена |
|---|---|---|
| Авто мощностью 160–190 л. с. | сбор может подняться до 1,5–2 млн руб. (ориентировочно) | прибавка к цене сотни тысяч |
| Электромобили и гибриды | коэффициенты тоже пересматриваются — рост в разы | существенное удорожание таких моделей |
| Авто до 160 л. с. | сохраняют прежние льготные ставки | меньший рост или стабильность цен |
Вывод:
Изменение метода расчёта утильсбора с ноября 2025 приведет к резкому росту стоимости автомобилей с мощностью выше 160 л. с., а также окажет «волновой эффект» на рынок подержанных машин. Новые автомобили уже могут быть дороже из-за заложенных сборов, и часть моделей станет менее выгодной к ввозу. Но пока сохраняются льготы для менее мощных машин, рынок сможет адаптироваться, хотя с увеличением цен и сокращением ассортимента.